Если всё питание потребителей электроэнергии в автомобиле будет осуществляться только от аккумулятора, то из-за большого потребления тока его разрядка происходит достаточно быстро. Для поддержания аккумулятора в заряженном состоянии его заряжают от генератора, приводимого в действие, обычно ременной передачей от коленчатого вала двигателя через шкивы.
Генератор в автомобилях установлен переменного тока. При намерении установить дополнительное электрооборудование проверьте, чтобы мощности генератора (Ватт) было достаточно для его питания. Элементами составляющими основу генератора являются статор, ротор, выпрямитель, щетки коллектора, подшипники, шкив ремня и электронный регулятор напряжения.
Генератор, сам по себе, вырабатывает трехфазный с переменным напряжением ток, который недопустимо использовать в бортовых сетях автомобиля, а так же для зарядки аккумуляторной батареи. Для того в генераторе установлены диодные выпрямители, на каждую фазу (три обмотки в генераторе), которые преобразуют трехфазный переменный ток в импульсный постоянный. Затем напряжение корректируется встроенным электронным регулятором.
При вращении ротора генератора электрический ток, проходящий по обмотке возбуждения, создает вокруг полюсов ротора магнитные потоки. При смещении ротора под каждым зубцом статора проходит то северный, то южный полюс ротора – создаётся магнитный поток, который проходя через зубцы статора, колеблется по величине и напряжению. Созданный таким образом переменный магнитный поток передаёт в обмотку статора электродвижущую силу. Клинообразную форму полюсных наконечников ротора подбирали таким образом, чтобы получить форму кривой, близкую к синусоидальной для электродвижущей силы.
Поскольку вырабатываемое генератором напряжение зависит от частоты вращения, то для двигателей с различной частотой вращения коленчатого вала применяются шкивы различного диаметра. Но полностью проблемы с перенапряжением, при больших оборотах, это не решает. Для этого существует регулятор напряжения.
При больших оборотах вращения ротора генератора, когда напряжение генератора превышает 13,6–14,6 В, регулятор напряжения запирает ток через обмотку возбуждения ротора. Напряжение генератора снижается, регулятор отпирается когда обороты падают и снова пропускает ток для обмотки возбуждения. Чем выше частота вращения у ротора генератора, тем больше находится в запертом состоянии регулятор, следовательно, тем сильнее снижается напряжение на выходе генератора, соответственно и нагрузка на обмотки статора. Процесс отпирания и запирания регулятора происходит с высокой частотой и колебания напряжения на выходе генератора практически незаметны, и его можно считать постоянным, поддерживаемым в рамках 13,6–14,6 В.
Постоянного напряжения генератор вырабатывает около 14 В, а для электрооборудования автомобиля достаточно напряжения 12 В, поэтому разность напряжений используется для подзарядки аккумулятора. Передаточное отношение шкивов генератора и коленчатого вала подобрано таким, что уже при оборотах коленчатого вала двигателя на холостом ходу должна обеспечиваться зарядка аккумулятора.
При диагностике генератора и при эксплуатации автомобиля вообще, необходимо соблюдать простые правила, чтобы генератор не вышел из строя:
– не допускать отсоединения зажима аккумулятора от генератора. Без аккумулятора в электросети автомобиля создаются опасные импульсы перенапряжения при отключении какого-либо электрооборудования. Это импульсные перенапряжение может вывести из строя электронное оборудование автомобиля, в том числе диоды выпрямительного блока или регулятор напряжения генератора;
– нельзя проверять работу генератора «на искру», даже кратковременным соединением «плюса» зажима генератора с «массой». Так как через диоды начинает протекать значительный ток, и они выходят из строя. Проконтролировать напряжение выходящее с генератора можно только вольтметром;
– отрицательная клемма аккумулятора всегда должна быть в соединении с «массой» автомобиля, а положительная – на зажиме генератора. Переполюсовка батареи немедленно вызывает прохождение тока большой силы через диоды генератора, и они выходят из строя;
– недопустимо проверять целостность диодов напряжением более 12 В или мегомметром, так как мегомметр имеет слишком высокое для них напряжение (более 1000 В) – при проверке произойдёт пробой (короткое замыкание). На время проверки изоляции электропроводки мегомметром обязательно отсоединять все провода подключенные к генератору;
– так же необходимо отсоединять все провода подключенные к генератору и аккумулятору при электросварке деталей кузова;
– работы по проверке цепей и узлов электрооборудования и устранение неисправностей необходимо проводить при неработающем двигателе и отсоединенном аккумуляторе. Возможные неисправности системы зарядки приведены в табл. 1
Неисправности системы электроснабжения, их возможные причины и методы устранения.
Продолжение, начало смотрим здесь.
На данном фрагменте электросхемы автомобиля Фольксваген Пассат показаны подключения вентилятора системы охлаждения с блоком управления, стартера, генератора с регулятором напряжения, активного нагреваемого сопротивления во впускном трубопроводе со своим реле включения и блока управления системой Mono-Motronic.
Расшифровка цвета проводов в обозначениях схем |
||
ge |
— |
желтый |
ws |
— |
белый |
ro |
— |
красный |
li |
— |
лиловый |
bi |
— |
голубой |
gr |
— |
серый |
gn |
— |
зеленый |
br |
— |
коричневый |
sw |
— |
черный |
Эти обозначения относятся ко всем схемам Фольксвагена Пассат которые здесь будут опубликованы.Так же как и обозначения основных деталей электропроводки:
A - аккумулятор
B - стартер
C - генератор переменного тока
C1 - регулятор напряжения
T1f - одноконтактный штекерный разъём расположенный справа в моторном отсеке
T1r - одноконтактный штекерный разъём расположенный за платой реле
Генератор Г-222
На двигателе модели 2106 устанавливался генератор модели Г-222 со встроенным малогабаритным (на то время) интегральным блоком регулятора напряжения.
Технические показатели и характеристика генератора:
Номинальное напряжение, В 12
Направление вращения Правое (со стороны привода) Макс, ток отдачи (при 13 В и частоте вращения ротора 5000 мин-1), А 47
Макс, частота вращения ротора, мин-1 13000
Передаточное отношение двигатель-генератор 1:2,04
Устройство генератора показано на рис.1, а его электрическая схема соединений — на рис 2
Рис.1.Генератор Г-222:
Представляем вашему вниманию электросхемы комбинации приборов и комбинации приборов с бортовой системой контроля. Ещё схема подключений генератора, замка зажигания и монтажного блока автомобилей ВАЗ-21099 и 21099i.
Для того чтобы скачать схему электропроводки кликните по рисунку левой кнопкой мыши, затем на стрелку “полный размер” и правой кнопкой выбирайте “сохранить как…”
На схеме показано подключение приборов контроля напряжения бортовой сети (вольтметр), указания уровня топлива и указателя температуры охлаждающей жидкости. Показано подключение контрольных ламп: уровня тормозной жидкости, давления масла, аварийной сигнализации, воздушной заслонки, заднего противотуманного света, габаритного, дальнего и ближнего света, обогрева заднего стекла, стояночной тормозной системы, разряда аккумуляторной батареи, резерва топлива. Здесь же вы найдёте схему разъёмов подключения проводов к панели. С обратной стороны панели в специальные отверстия вставляются лампы подсветки контрольных приборов, их соединение также показано на схеме.
Прочитать полностью »